НОВОСТИ

Новости

11:52

Доклад Секретариата Союза композиторов России X съезду творческой организации

Декабрь, 2010 год

Х съезд композиторов страны совпал со знаменательной для нас юбилейной датой — 50-летием Союза композиторов России. И сегодня мы обсуждаем прошедшее пятилетие, оглядываясь одновременно на полувековой путь нашей организации, путь, ознаменованный крутым поворотом в истории страны и глубинной эволюцией контекста нашей деятельности. Изменение исторического контекста не сдвинуло с оси главные задачи нашего творческого объединения: оказывать посильную помощь композиторам в их творческой деятельности, содействовать исполнению произведений, их публикации, поддерживать музыкальную науку и критику через организацию конференций и изданий, сохранить в новых условиях основную часть утраченной в целом материальной базы — издательство, дома творчества, осуществлять помощь членам СК. Мы не забыли и просветительские задачи — продолжили заниматься вопросами детско-юношеского художественного воспитания. Это стремление сохранить во что бы то ни стало главные задачи Союза объединило его членов, именно поэтому наш Союз не распался на резком повороте истории и один из немногих сохранил свою целостность.

Жизнь показала ключевое значение нашего Союза, нашего Секретариата, в составе которого не только выдающиеся композиторы и музыковеды Москвы, но и представители крупнейших региональных организаций. Знаменательным является факт расширения Союза, способного обеспечить коммуникативную связанность, распространение создаваемого, возможную экспозицию нового творчества в столицах и на пространстве России. За истекшее пятилетие мы обогатились организациями в Вологде, Пензе, Брянске, Твери, Калининграде, далеких Чите и Хакасии. Теперь в наш творческий союз входят 50 организаций (при том, что мы вовсе не стремились «подтянуть» их количество к дате 50-летия СКР).

Первым председателем нашего Союза был великий Дмитрий Шостакович. Это ко многому обязывает, ибо он — один из столпов не только отечественной, но и мировой художественной традиции, той «генной» культуры, корни которой уходят в глубину столетий. Шостакович для нас во многом символизирует стремление к той самой «всемирной отзывчивости» и одновременно — к принадлежанию своей национально-оттененной ветви большой европейской традиции. Сегодня мы существуем в контексте процессов, получивших название «глобализация». Для нас, конечно, важны эти процессы в области культуры.

Можно говорить о становлении некоей мировой музыкальной культуры, пронизанной глобально ощутимыми тенденциями, общими для всех континентов. Наметились две тенденции, направленные на созидание этой условной мировой культуры. Первая — это музыкальный слой масс-культуры — самый активный, необратимо проникающий своими стереотипами в сознание представителей всех континентов, наций и рас. Вторая — это европейская традиция высокого искусства, выраженная и в совокупности творческого опыта, и в принципах организации музыкально-культурного пространства, и в системе профессионального обучения. Обе эти тенденции являются следствием одного процесса. Он зародился в середине минувшего столетия, но осознается лишь сегодня. Этот процесс получил название глобализации.

Мы пришли к ситуации, когда жанры масс-культуры овладели земным пространством. Музыкальная ветвь масс-культуры — это новое явление в жизни человечества, обретение ХХ века, получившее к концу столетия всемирное распространение. И хотя понятие глобализации в нашей сфере имеет более широкий смысловой спектр, масс-культура стала первым и важнейшим ее символом. Средства массовой информации замечают почти исключительно явления масс- (то есть пост-) культуры. Тезис «музыка — средство обслуживания населения» стал главенствующим. Большинство теле-, радиоканалов, рекламных анонсов под современной музыкой подразумевают почти исключительно явления масс-культуры, плоды так называемой глобализации.

Мы представляем сегодня культуру народов огромной России, поскольку творчество наше в лучших и наиболее ярких проявлениях способно закрепиться в историческом времени. Это особенно важно в условиях наступившей глобализации.

Композиторское творчество, отражающее этнокультурные традиции народов нашей многонациональной страны, является важнейшей этнокультурной составляющей России при том, что понятие национального давно уже трактуется широко и вовсе не привязывается исключительно к этногенетическим основаниям.

Композиторская организация нужна исключительно для стимулирования творчества. Региональные организации создают среду общения, без которого человек творческий существовать не может. Центр, объединяющий региональные организации, создает условия для многочисленных фестивалей, для разнообразных форм нового концертного творчества. Центр обеспечивает обмен информацией и обобщение информации. Здесь накапливаются статистические данные, определяются важные свершения.

Современный творческий процесс во многом опирается на исторический опыт. Прежде всего, в жанровой сфере. Но в этой же сфере новое творчество ищет подлинную новизну, определяемую как раз по параметрам несхожести с историческим опытом. Эволюция жанровой сферы творчества убедительно подкрепляет тезис о том, что искусство не имеет прогресса в классическом понимании. Оно имеет только лишь накопление качеств. Новое не поглощает и не уводит с авансцены действия старый опыт. Оно начинает существовать с ним в параллельном пространстве. Да и старый опыт предстает видоизмененным, порой кардинально видоизмененным.

Последний тезис убедительно подкрепляется, к примеру, современным состоянием оперного жанра. Повышение внимания к нему очевидно, так же как очевидно стремление найти новые оттенки в использовании классической жанровой модели. Здесь нельзя не упомянуть об активном участии Московского детского музыкального театра им. Н.И. Сац и Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского в представлении опер современных отечественных авторов, усилия Пермского театра оперы и балета, осуществившего столь громкие постановки, как «Пена дней» Э. Денисова, «Лолита» Р. Щедрина, «Один день Ивана Денисовича» А. Чайковского. Отметим также постановки ярких оперных партитур В. Кобекина: «Маргарита» в Саратове, «Гамлет» в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в Москве; две оперы, поставленные в оперном театре в Якутии («Александр Македонский» и «Кудангса Великий»). Чрезвычайно благосклонно были приняты широким кругом любителей и ценителей искусства сценические воплощения и концертные исполнения оперных партитур Ш. Чалаева («Казаки», «Хаджи Мурат» по Л. Толстому, «Кровавая свадьба» по Ф.Г. Лорке). Опера Л. Десятникова «Дети Розенталя», поставленная в Большом театре, вызвала бурный общественный резонанс и широкое обсуждение. Особого упоминания достойны работы в области оперного жанра А. Холминова. Но, вероятно, самым громким событием в ходе эволюции оперного жанра следует признать оперу Р. Щедрина «Боярыня Морозова», включенную в программы съездовских концертов. Речь идет о возникновении жанра хоровой оперы, жанра совершенно особого, но почвенно произрастающего из русской музыкальной традиции. Упомянем также для полноты картины оперы А. Флярковского, З. Степанова, рок-оперу Н. Казакова; оперные работы, созданные композиторами Тывы; оперу «Белгородский полк», написанную белгородскими композиторами Н. и Е. Бирюковыми. В Башкирском театре оперы и балета с успехом идут оперы С. Низамутдинова. И это не весь перечень недавних оперных событий, что свидетельствует о современной востребованности жанра и его способности ответить новым поискам и тенденциям.

Новую жизнь оперного жанра можно признать в определенном смысле феноменом переживаемого этапа истории музыкального творчества в России, и этому есть объяснение. Неожиданные режиссерские трактовки оперной классики не всегда встречают одобрение аудитории и критики. Новая же опера открывает безграничные перспективы для режиссерской фантазии и постановочных эффектов. В чисто постановочном аспекте своего существования она все более становится театром режиссерских решений. Но, конечно же, дело не только в этом. Интерес к новой опере имеет более глубокое обоснование и символизирует некое обратное движение маятника — от масс-культуры (утомление ею рано или поздно наступает в определенной части общества) к новым музыкально-сценическим образам, воплощенным в актуализированном классическом жанре.

Добавим также, что многие спектакли, созданные на основе новых партитур, неоднократно выдвигались на различные премии (выделяется Национальная театральная премия «Золотая маска», где наконец стали отмечать и композиторские работы, а не только работы режиссеров, декораторов и солистов).

Жанр мюзикла и преобразованный жанр оперетты также находятся сегодня в сфере внимания, хотя по количеству сценических воплощений уступают опере.

Как ни странно, балетный жанр оказался менее востребованным, и, возможно, это связано с определенной инертностью театров. Однако и здесь немало событий, достойных упоминания. Назовем лишь балеты В. Бесединой и М. Броннера, поставленные в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в Москве, Р. Сабитова и Л. Исмагиловой в Уфе, А. Белобородова в Петрозаводске, Л. Любовского в Казани, Н. Мартынова в Санкт-Петербурге… Перечень этот, конечно, далеко не полон.

Жанр симфонии также меняет свой облик. Здесь мы фиксируем настоящие творческие открытия. Грандиозный симфонический цикл М. Гагнидзе, симфонии Б. Тищенко, С. Слонимского, А. Эшпая, К. Хачатуряна, А. Лемана, Ю. Воронцова, А. Чайковского, Т. Чудовой, Ю. Мишина, Р. Касимова, Г. Вдовина и многих других — несомненный вклад в симфоническое наследие русской музыки. Прошло много лет после завершения творческого пути великого симфониста ХХ века Дмитрия Шостаковича. Нельзя не вспомнить в связи с этим именем уникальный симфонический цикл под титулом «Приношение Учителю», созданный учениками Шостаковича: Г. Беловым, В. Наговицыным, А. Мнацаканяном, В. Биберганом и Б. Тищенко. Непосредственное воздействие симфонических принципов Шостаковича сегодня ощутимо в меньшей мере, чем ранее. Но принципиальное следование по пути, им проложенному, продолжается. И выражено это не только в самом внимании к жанру, но и в особой его семантической наполненности, масштабности содержательных решений. Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что симфония как образно-содержательная идея, как апелляция к симфоническому оркестру в классическом его составе в нашей музыке сегодня занимает видное место и более значима, чем, к примеру, в творчестве композиторов в современной Германии или Франции. Современная симфония естественным образом вбирает в себя широчайший круг выразительных средств, открытых новыми музыкально-грамматическими системами, а также из глубин симфонической традиции ХХ века. Современная симфония может легко покидать циклическую структуру и обращаться к моноформе. Звуковая палитра симфонии может обогащаться звуками из нетрадиционных источников — электронными и иными, воспроизводимыми с помощью магнитофонной записи. Но как бы ни менялся контур жанра, его смысловое наполнение сохраняет высшую меру значимости и семантической объемности.

К жанру симфонии, несомненно, примыкает многое из создаваемого для симфонического оркестра: разного рода увертюры, сюиты, поэмы, программные композиции на основе индивидуального композиционного решения. В этой области творчества выделяются работы Г. Мая, С. Зорюковой, А. Корепанова, Б. Дондокова, А. Макоева, Л. Гуревича, Б. Гецелева, А. Нехая, О. Викторовой, Ю. Машина.

Пожалуй, ведущее место в системе симфонических жанров сегодня занимает инструментальный концерт. К нему обращаются многие, и здесь видны весьма значительные художественные достижения. Жанр инструментального концерта оказался наиболее удобным для индивидуального поиска в области музыкальной формы. Яркие работы в этой области обнажают очевидное стремление жанра покинуть цик­личность. Обращение к моноформам в большинстве случаев означает обращение к композиции на основе сквозной эволюции материала. И не только вариационная форма, традиционно отвечающая этому принципу, привлекается композиторами. Самые прихотливые разновидности контрастного, безрепризного развития вовлекаются в формообразование, сообщая ему черты совершенно индивидуальных решений. Назовем концерты Р. Щедрина, А. Эшпая, Р. Калимуллина, Т. Сергеевой, Ю. Кожевникова, В. Усовича, С. Губайдулиной, В. Агафонникова, Ю. Буцко, В. Магдалица, К. Уманского, О. Проститова, Г. Корчмара и Г. Банщикова. Разумеется, и этот перечень имен фиксирует лишь малую часть созданного.

Композиции для хора или с ключевым участием хора — по-прежнему в центре внимания. На смену доминирующему ранее ораториальному жанру приходят жанры духовной музыки. Можно констатировать, что хоровая культура на базе православия получила новое развитие. Музыка на религиозную тематику окончательно ушла от монодинамического принципа и обратилась к формам, содержащим и контрасты, и динамические кульминации, к формам, несущим чувственное напряжение и лирический отклик. В этом сказывается живая реакция на целую эпоху строжайшего запрета самой идеи обращения к сакральным текстам.

Поскольку наш сегодняшний съезд — юбилейный и мы невольно вспоминаем 50-летний путь, пройденный нашей организацией, естественно было бы упомянуть авторов выдающихся работ в области хорового жанра, работ, сыгравших ключевую роль в становлении новых творческих тенденций, феномена «новой фольклорной волны», в новом осмыслении принципов хоровой аранжировки. Это Г. Свиридов, В. Гаврилин, Д. Шостакович, В. Салманов, А. Муров, Н. Сидельников, Р. Щедрин, Р. Леденев… Из тех, кто в последние годы заявил о себе в области хорового творчества, следует назвать Е. Гохман и Е. Бикташева, А. Рындина, М. Гоголина, Э. Фертельмейстера, В. Магдалица, Ю. Юкечева и Ю. Шибанова, В. Пономарева, Ю. Евграфова, А. Киселева и Г. Дмитриева.

Камерная ансамблевая музыка стала той областью, где новаторский поиск в жанровой сфере выразился с максимальной полнотой. Здесь композитор стремится представить каждое сочинение в виде «индивидуального проекта». Возникают ансамбли самого неожиданного вида. Инструментальный состав, как правило, прихотлив и нестандартен, устоявшиеся составы (трио, квартет, квинтет) в меньшей мере привлекают внимание. Большую роль в развитии ансамблевых жанров играют коллективы, завоевавшие международную известность, — Ансамбль АСМ и «Студия Новой музыки» при Московской консерватории, руководимая В. Тарнопольским, аналогичные коллективы в Санкт-Петербурге и других городах. Эти коллективы, способные пластично менять ансамблевые контуры, варьировать составы, изобретать новые инструментальные сочетания, стали и исполнителями, и заказчиками целого ряда крупных композиций, украсивших программы «Московской осени», «Санкт-Петербургской весны», «Панорамы музыки России» и других фестивальных смотров. Именно этот жанровый круг получил наибольшее распространение за рубежами России. Гастрольные выступления названных ансамблей в различных странах мира предусматривали, прежде всего, показ произведений композиторов России. И следует заметить, что именно ансамблевые жанры стали главным «полигоном» различных стилевых поисков и решений, средоточием новаторских подходов для вовлечения широчайшего круга новых выразительных средств. Назову лишь некоторые имена, с кем связано рождение произведений, получивших общественный резонанс, включенных в программы различных фестивалей, в гастрольные программы ансамблей современной музыки и других коллективов. Это В. Екимовский, Ф. Караев, В. Тарнопольский, И. Кефалиди, Ю. Каспаров, В. Мартынов, А. Вустин, Д. Хаупа, К. Тушинок, А. Манджиев, Л. Санжиева, И. Машуков, В. Кульшетов, Н. Кошелева, К. Брысов…

Творчество в области электронной композиции вообще невозможно без новаторского отношения к звуку и звуковым комбинациям. Имеем в виду тот род электронной композиции, который предусматривает опору на новые музыкально-грамматические основания, сформированные электронно-звуковой комбинаторикой. В этой области работает целая группа композиторов. Обращает на себя внимание привлечение электронных звучаний в произведениях для традиционных инструментов. Так называемые «микстовые композиции» становятся своего рода знаковым элементом современной жанровой сферы. Возникают композиции, где взаимодействуют звуки электронные и воспроизводимые ударными инструментами. Вообще новое внимание к ударным инструментам очевидно. В этом немалая заслуга выдающегося музыканта, профессора М. Пекарского, активно сотрудничающего с композиторами. Увы, самый главный ударный инструмент — фортепиано — не удостаивается той меры внимания, которая была зафиксирована в истории искусства. Сочинения Р. Щедрина, Б. Тищенко, В. Рябова для фортепиано соло — счастливые и редкие привнесения в современную жанровую ситуацию. Заметим при этом, что обращение к жанру фортепианного концерта едва ли не одна из самых характерных черт современного творчества.

Музыка для детей (в разных жанрах и с привлечением самых различных инструментов) — постоянная и неизменная забота, без преувеличения, почти всех композиторов — членов Союза. К сожалению, наши музыкальные издательства отстают от творчества, не успевая публиковать иной раз замечательные композиторские опусы для детей, раздвигающие представление о «детской музыке» и предлагающие новые и актуальные в сегодняшнем мире задания для юных музыкантов. Свою выдающуюся роль в стимулировании творчества для детей, несомненно, играет фестиваль «Композиторы России — детям», который СК России проводит ежегодно в разных городах страны. И сегодня, в юбилейные дни, этот фестиваль как своеобразный контрапункт сопровождает «Панораму музыки России». Назову лишь некоторые имена, которые значатся на его афишах: Ю. Формин, М. Герцман, Р. Давыдов, Р. Фаталиев, Н. Антоненко.

Разговор о жанрах и видах нашего творчества может быть продолжен. Следует учесть, что композиторы — члены Союза — работают во всех жанрах, в том числе и в прикладных, создавая песни, музыку к фильмам, театральным постановкам, празднествам.

Жанр песни, бытующий в современном мире, в сравнении с советским периодом истории поменял свои контуры, социальную функцию и принципы творческого подхода. Советская песня в настоящее время в сущности перешла в разряд художественных памятников прошедшей эпохи. Эти удивительные памятники культуры и живут по принципу классических творений, время от времени возникая на концертных эстрадах, иногда в связи с датами, иногда в связи с желаниями крупных артистов обратиться к этому виду художественного творчества прошлого. Эти памятники перестали быть ежедневным достоянием телеэкранов и радиоканалов. Так называемая «попса» и вокально-инструментальные жанры, отпочковавшиеся от тех форм массовой культуры, которые пришли с Запада, стали господствовать в звуковом пространстве нашего времени. Однако должны сказать, что традиция художественной песни, которая по праву называлась ранее массовой песней, продолжена и сегодня. А. Пахмутова, Д. Тухманов, М. Дунаевский, А. Колкер, Л. Лядова, О. Фельцман, Е. Родыгин, М. Минков, О. Иванов, Ю. Антонов, И. Крутой, П. Слободкин продолжают создавать яркие образцы жанра, высоко ценимые и современным слушателем. Из авторов, которые работают не в Москве и обращаются к художественной песне в классическом понимании этого жанра, назовем Р. Хасанова (Башкирия), В. Чернявского (Кубань), М. Левянта (Самара), Н. Писаренко (Смоленск), Е. Бикташева (Саратов).

Музыковедческий корпус СК России, включающий виднейших представителей музыкальной науки и публицистики, оставил немало золотых творческих страниц в истории нашей культуры. Сегодня, вспоминая 50-летний путь нашей организации, хочется назвать хотя бы некоторые выдающиеся имена, имена тех, чьи труды и публикации вошли в историю отечественной культуры. Это И. Мартынов, В. Протопопов, М. Друскин, Е. Ручьевская, А. Сохор, Г. Орджоникидзе, М. Тараканов, Л. Генина, Ю. Холопов, С. Скребков, Л. Мазель, Ю. Кон, А. Должанский, С. Хентова, Е. Назайкинский… Должны признать, что творчество музыковедов, работающих сегодня, к сожалению, не имеет столь системной поддержки со стороны СКР, как усилия композиторов. Музыковедческие научные конференции проводятся чрезвычайно редко, хотя это всегда становится крупным событием в мире искусства. Конференция в Новосибирске, произошедшая в 2001 году и собравшая целую обойму выдающихся ученых, имела следствием опубликование столь редкого в наши дни сборника научных статей, вышедшего в издательстве «Композитор» и получившего широкое признание. Несомненно, следующий этап работы Секретариата должен ознаменоваться проведением в одном из городов России подобной конференции на тему, посвященную современному творчеству и современным обстоятельствам бытования искусства высокой традиции в сложившихся исторических условиях.

Несмотря на то, что системной работы с музыковедами, в сущности, не проводилось, многие из них в силу личной активности и непосредственной задействованности в жизни и проблемах творческих организаций Союза заявили о себе как активнейшие члены нашего объединения, играющие подчас важнейшую роль не только в формировании общественного мнения, но и в организации просветительства, пропаганды нового творчества и непосредственно творческого процесса. Среди таких имен назовем В. Задерацкого, А. Соколова, Е. Долинской, Ю. Корева, В. Холоповой, М. Нестьевой, Р. Фархадова, В. Рубцовой (Москва), Е. Трембовельского (Воронеж), А. Демченко (Саратов), А. Цукера (Ростов-на-Дону), Л. Гавриловой (Красноярск), Т. Синецкой (Челябинск), Я. Файна (Новосибирск), А. Милки, М. Бялик, Л. Гаккеля, В. Гуревича (Санкт-Петербург), Т. Левой (Нижний Новгород), Т. Павловой-Борисовой (Якутск), И. Галкиной (Республика Мордовия).

Все это обозначает масштаб и направленность нашей деятельности. Для того, чтобы уяснить ее значимость в современной культуре, обратим внимание на распространение нашей музыки в России и в мире. Заметим, что жанры академической традиции, то есть жанры симфонической, камерной, ансамблевой, хоровой и оперной музыки, конечно же, проигрывают в соревновании с продукцией масс-культуры на территории нашей страны. Однако в мировом масштабе, в странах мира почти всех континентов наше творчество в академической жанровой сфере востребовано активно и с большим интересом. Трудно назвать страну Европы, в которой бы не звучала музыка, созданная в России в последнее десятилетие. Наша музыка звучала не только в Нью-Йорке и других городах США, но и в далеких Сан Пауло, в Сеуле и Токио, на Тайване и в Сиднее. Здесь мы (по уровню заинтересованности в мире) побеждаем продукцию нашей же масс-культуры. Наши ансамбли современной музыки, названные выше, давно завоевали прочный международный авторитет и на сегодняшний день являются самыми активными пропагандистами нового искусства России.

Очевидно, что наше творчество отождествляется с культурным противостоянием глобализации, выраженной в господстве масс-культуры. Одновременно оно отражает новую ментальность, сформированную сегодняшним днем, сознание, включенное в мировую информационную сеть, а значит — в тот самый процесс глобализации и одновременно — в противостояние ей.

На прошлом съезде говорилось об отношении власти к Союзу композиторов и к творческим союзам вообще. Увы, придется повторить много из сказанного, хотя процесс обсуждения названной проблемы во властных структурах не прерван. Более того, мы вправе ожидать какого-либо решения, поскольку законы о культуре и о творческих союзах как будто находятся в финальной стадии оформления. Вы спросите: «А в чем же дело?» Прошло 20 лет самостоятельной жизни российского государства, создавшего великие национально-культурные традиции, а поддержанная законодательством помощь в деле культурного строительства все не может возникнуть. На прошлом съезде констатировалось обретение нами полной свободы творчества и одновременно исчезновение какой-либо законодательно подтвержденной политики в отношении к творческим союзам. Отдельные личности и замечаются, и награждаются властью. Но ориентация на «одинокую гениальность» весьма наивна, ибо гении вырастают в определенном культурном окружении. Нет такого окружения, отсутствует общий творческий контекст — нет и крупных творческих фигур. Становление каждого сочиняющего происходит в общении. Наш Союз, вернее, союзы обеспечивают необходимое профессиональное общение через секционную работу, различные музыкальные вернисажи, панорамы, фестивали, конкурсы, публикации. Союз композиторов в настоящее время — носитель важнейших функций, связанных с разными формами поддержки творчества. Имеются в виду все творческие объединения, входящие в российский Союз. Все эти объединения остро нуждаются в государственной поддержке, пусть скромной, но системной. По-прежнему власть в регионах по-разному реагирует на нужды композиторских организаций. В некоторых случаях мы видим определенное внимание к ним. Но лишь в некоторых случаях.

Мы живем в стране, где так и не сложилось гражданское общество. Поэтому надежда на государство и государственное законодательство остается главной опорой наших светлых ожиданий. Не подумайте, что государство нас бросило и отказало во всякой помощи. Это вовсе не так. Мы получаем ежегодную финансовую помощь от Министерства культуры и из других государственных источников на осуществление наших проектов. Без такой помощи, к примеру, невозможно было бы проведение съездовской музыкальной панорамы и многих других наших программ, осуществленных в последнее пятилетие. И сегодня самое время высказать слова признания эффективности работы Министерства культуры в системе контактов с творческими союзами и с Союзом композиторов в частности. Когда речь идет о признании государством роли творческих союзов, мы говорим о государственных законодательных инициативах, которые не только могут осуществить системную поддержку нашей работы от имени общества, но прежде всего — обозначить наш социальный статус, дающий права на признание творческой профессии и пенсионного обеспечения. Создание искусства — это не собирание марок или открыток, хранящихся в домашних альбомах. Это продукт индивидуальной выработки, который обладает всеобщей значимостью. Создание подлинного художества — всегда акт исторического значения. Искусство — репрезентант нации и, в конечном счете, — государства. Поэтому настаиваем на разъединении понятий «общественная организация» и «творческая организация». Союз филателистов — это действительно общественная организация. Союз композиторов (и другие творческие объединения) — это организации, имеющие общественное значение. Но при этом — значение историческое, поскольку в художественных документах отражают динамику духовной эволюции общества.

Наличие конкретных законодательных актов привело бы к системной нормализации поддержки творчества. Речь идет, прежде всего, про закон о меценатстве. И на прошлом съезде говорилось, что подобные законы приняты во всех развитых странах. Если по экономическим показателям наша страна еще не уравнялась с так называемыми странами «золотого миллиарда», то в культурном отношении мы ничуть не уступаем, а по некоторым параметрам превосходим эти страны. Принятие закона о меценатстве может оказаться первейшей помощью в стимулировании творческого процесса, ибо закон этот призван включить в культурное строительство российское общество. Именно оно в этом случае может стать главным инвестором основных культурно-просветительских программ и в деле поддержки творчества. Принятие такого закона несомненно облегчит финансовое бремя государства в субсидировании культуры. Сегодня мы от имени съезда еще раз подчеркиваем важность принятия такого закона.

Мы уже 20 лет существуем в новых условиях, в которых, однако, нам удалось сохранить принцип соотнесения членов союза региональных организаций и Центра, несмотря на изменившиеся не в лучшую сторону параметры реальных возможностей Центра. За 20 лет, изобиловавших сепаратистскими тенденциями, ни одна из организаций не выступила с предложениями выхода из нашего Союза. СК России сохранил свою целостность, не распался на составляющие и при этом не превратился исключительно в «союз организаций», не утратив принцип индивидуального подхода к членам творческого объединения. Центр СК России — это по-прежнему Секретариат, куда входят видные композиторы, музыковеды и руководители крупнейших региональных организаций.

Огромную роль в жизни Союза играет издательство «Композитор». Само наличие издательства — одно из важнейших свидетельств целесообразности работы Секретариата. Издательство наше претерпело немало трудностей, структурных метаморфоз, но на сегодняшний день, кажется, достигло более высокого организационного уровня по сравнению с предшествовавшими периодами. Недавно назначенный директором В.С. Алиев предложил пути реформирования некоторых важнейших аспектов деятельности издательства. Свидетельством его успешной работы стали, в частности, специальные издания к съезду. Они у вас в руках, и вы можете оценить результат этих усилий.

Должны признать, однако, что перед издательством стоит немало задач, требующих безотлагательного решения. Некоторые из них уже решаются. Объявлено о реформировании журнала «Музыкальная жизнь», который обретает новый содержательный и оформительский формат. Предпринимаются шаги к налаживанию распространения нашего главного органа — журнала «Музыкальная академия», трибуны музыковедов, единственного научно-аналитического журнала в стране. Распространение продукции издательства «Композитор» по-прежнему нуждается в кардинальном реформировании. Нотная и книжная продукция, количество которой, мы надеемся, будет нарастать, не может продаваться в единственном магазинчике, находящемся на четвертом этаже издательства и скрытого от глаз потенциальных покупателей. Эта практика должна быть прекращена. Сделаны первые шаги к совершенствованию культуры изданий, но это лишь первые шаги. Здесь требуется планомерная работа по совершенствованию всего издательского дела.

21 год выходит наша национальная газета «Музыкальное обозрение» (главный редактор А. Устинов). Газета стремительно ворвалась в музыкальное пространство страны, став действительно летописью музыкальной России рубежа веков. И в этой стремительной жизни очень многое газета делала впервые.

Газета — это своеобразный музыкальный холдинг: действующий и как информационный орган, и как продюсерский центр, проводящий фестивали, конкурсы, концерты, и как издательский центр, выпускающий книги, брошюры, буклеты, организующий мультимедийные проекты, выставки, и как теоретический центр, создавший свою школу и курс музыкальной журналистики, инициатор проведения первой в России музыковедческой конференции, посвященной музыкальному периодическому изданию, активный пропагандист творчества современных композиторов. Впервые в России газета стала инициатором и куратором создания коллективного симфонического произведения «10 взглядов на 10 заповедей», авторами которого стали 10 ведущих российских композиторов. За 2 месяца произведение прозвучало в исполнении 20 российских оркестров 20 раз и транслировалось по телеканалу «Культура».

Газета представляет книги ведущих композиторов и музыковедов и все книги издательства «Композитор», композиторские конкурсы и их итоги, материалы обо всех российских фестивалях современной музыки. Является хроникером жизни Союза композиторов.

В ежегодном рейтинге газеты «События и персоны» называются современные композиторы и музыковеды, их сочинения и фестивали.

Газета является создателем Ассоциации Музыкальных Конкурсов России.

В прошлом году по всей стране прошло 20-летие газеты «Музыкальное обозрение». Уникальный случай, когда печатное издание в области музыки с юбилеем поздравил Президент России, президенты и главы регионов, министр культуры, музыканты, общественные деятели, что действительно показало высокий статус, востребованность, авторитет и объединяющую роль газеты «Музыкальное обозрение».

Несколько слов о Домах творчества. Это — сохраненные ценности российского Союза. Дома творчества переживают сегодня трудное время. Возрождение в полной мере их былого качества и функций — важнейшая перспективная задача хозяйственно-финансовой службы СК и одна из главных забот Секретариата.

Перейдем к аспектам деятельности Союза композиторов, отвечающим главным задачам, решения которых ждут от Центра. Организация исполнения, публичного представления творчества, разного рода смотров и фестивалей по-прежнему в центре внимания Секретариата СК России, по-прежнему главная его забота. И здесь мы можем похвалиться определенными достижениями.

Следует признать: нам удалось достойно встретить 50-летие нашей организации. Ни один из предшествовавших съездов не сопровождался таким количеством концертов, охвативших самые различные жанры музыки. В этих программах представлены композиторы всех наших регионов. В концертах съезда показано лучшее из созданного (увы, все-таки выборочно даже по отношению к лучшему). Однако программы самого съезда — это далеко не все. Были предприняты усилия по организации грандиозного симфонического цикла из 50 программ, осуществленного симфоническими коллективами страны в разных регионах. Эти программы в основном состояли только из произведений композиторов современной России. К чести симфонических коллективов и филармоний следует отнести то, что они услышали наш призыв и к воплощению этих программ отнеслись с должной мерой творческой ответственности. Более того, эти концерты вызвали большой общественный интерес и горячее одобрение слушательской аудитории. В ходе этого беспрецедентного симфонического марафона были исполнены произведения 106 композиторов — наших современников. Речь идет о произведениях, представляющих один из самых монументальных жанров. При этом мы не истратили ни копейки на воплощение замысла. Фактически впервые мы испытали авторитет нашей организации, просто обратившись с предложением к симфоническим коллективам. Успех предложения превзошел ожидания. Это еще раз подтвердило целесообразность координирующих усилий Секретариата как Центра, объединяющего все региональные творческие союзы. По существу, родился новый опыт пропаганды современной отечественной музыки (самых монументальных жанров), который может (и должен!) быть продолжен в следующих сезонах. Учитывая вышесказанное, следует признать, что планы Секретариата СК по пропаганде современного творчества, принимавшиеся на годичный срок в течение пяти лет, оказались перевыполненными. Конечно, это перевыполнение касается прежде всего периода, примыкающего к 50-летию Союза и съезду. Однако сам по себе план пятилетия представляет собой весьма разветвленную картину фестивалей, концертов, конкурсов, молодежных творческих собраний. Остановимся кратко на характеристике этих событий, охвативших разные регионы и города страны.

Настоящей «визитной карточкой» Союза композиторов России стал фестиваль «Панорама музыки России», один из крупнейших и авторитетнейших фестивалей современной музыки в нашей стране. Он ведет свою историю с 1973 года, с 1995 года проводится ежегодно. Этот фестиваль — своего рода «портрет» творческого союза, наиболее ярко отражающий и масштаб организации, и ее творческий потенциал. География форума охватывает всю страну: только за последние четыре года панорама музыки композиторов России была развернута в 22 городах — Москве, городах Московской области, Калининграде, Норильске, Дудинке, Смоленске, Краснодаре, Йошкар-Оле, Чебоксарах, Астрахани, Улан-Удэ, Казани, Саратове, Волгограде, Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Нижнем Новгороде, Воронеже, Новосибирске. В каждом из городов фестиваль имел свои неповторимые особенности, связанные, в том числе, и с творческими накоплениями того или иного региона. Так, концерты в Улан-Удэ (2006) прошли в рамках фестиваля к 90-летию бурятского композитора Б. Ямпилова и экспонировали, в частности, сочинения других бурятских авторов. Казанская «Панорама» масштабно представила творчество композиторов Поволжья и Приуралья (2006): более 100 исполнителей знакомили публику с произведениями современников. В 2007-м акцентами фестиваля стали концерты в Волгограде (как часть программы «Большая Волга» — с привлечением 20 композиторов из 8 волжских городов; это был первый масштабный фестиваль современной музыки за всю историю Волгограда) и Екатеринбурге — в рамках Российского молодежного композиторского Форума. Подобный Форум состоялся впервые в России и сразу привлек к себе внимание. В нем приняли участи 15 молодых композиторов: выпускники консерваторий Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода — крупнейших центров композиторского образования России. Для молодых авторов Форум стал возможностью услышать свои сочинения в исполнении высоких профессионалов, а также соотнести свое творчество с исканиями сверстников-коллег из других регионов. Помимо концертов, Форум включил в себя творческие встречи, мастер-классы, дискуссии.

В 2008-м заметно расширилась жанровая палитра «Панорамы музыки России», прежде всего, благодаря участию крупных исполнительских коллективов. Музыку XXI века исполняли Симфонический оркестр Челябинского театра оперы и балета, Камерный хор Челябинского концертного объединения, Национальный симфонический оркестр Рес­публики Башкортостан и Государственная академическая хоровая капелла Республики Башкортостан, филармонические оркестры Нижнего Новгорода, Новосибирска и Воронежа. В 2008 году «Панорама музыки России» представила произведения 138 российских композиторов, а концерты фестиваля посетили почти 10.000 слушателей! Кроме того, в рамках форума в Челябинске Союз композиторов инициировал Всероссийскую научно-практическую конференцию на актуальнейшую тему — «Композитор в современном мире».

Масштабным стал фестиваль и в 2009 году: 8 городов, в каждом из которых в программу вошли симфонические вечера. Это Ярославль, Саранск, Астрахань, Уфа, Липецк, Екатеринбург, Казань и Москва.

Концерт в Ярославле стал частью празднования знаменательной даты — 1000-летия города. Ярославский Губернаторский симфонический оркестр под управлением народного артиста России М. Аннамамедова подарил ярославским слушателям музыку их земляков-композиторов.

 

Примечательно, что в 2009 году сочинения композиторов того или иного региона представляли не только местные исполнительские силы. Так, в Саранске опусы мордовских композиторов играл знаменитый московский ансамбль «Студия новой музыки». И наоборот: региональные коллективы знакомили публику с сочинениями авторов из других городов — Симфонический оркестр Липецкой филармонии подготовил программу из сочинений московских и казанских композиторов разных поколений. Как всегда, многосоставными стали акции в Уфе, Казани и Екатеринбурге. Произведения более 30 композиторов Республики Башкортостан (среди них — 12 юных авторов) исполнили Национальный симфонический оркестр РБ, три фольклорных ансамбля, 20 солистов. Были показаны два балета уфимских композиторов в Театре оперы и балета. В Екатеринбурге музыку современников интерпретировал один из лучших симфонических оркестров России — Уральский академический симфонический оркестр, а также Уральский академический русский народный хор и русский народный оркестр «Звезды Урала». Состоялась также научно-практическая конференция. В Казани акцент был сделан на музыке композиторов Татарстана, причем симфонический концерт «Шедевры музыкальной культуры Татарстана» представил ретроспективу развития композиторской школы Республики.

Особая глава — московские концерты фестиваля. Столичная музыкальная жизнь, в последние годы насыщенная опусами современных авторов, требует нестандартного подхода к формированию программ, к событийности и «единственности» того или иного концерта. Вот «московский срез» «Панорамы музыки России» за 2006–2009 годы: 2006-й — вечер «Нам дороги эти позабыть нельзя!», посвященный 65-й годовщине разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой; 2007-й — концерт лауреатов премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства; концерты-встречи с композиторами — творческими лидерами республик: Г. Вдовиным (Мордовия), Ж. Плиевой (Северная Осетия-Алания) и Р. Калимуллиным (Татарстан); концерт из произведений композиторов республик Поволжья и Урала. 2009-й — мировая премьера симфонической поэмы А. Батурина «Моя Россия — история Победы» (Ярославский Губернаторский симфонический оркестр) в Концертном зале им. П.И. Чайковского и камерный вечер, посвященный творчеству санкт-петербургских композиторов Г. Корчмара, С. Слонимского и Г. Белова, а также памяти А. Шнитке.

В целом, эволюция фестиваля «Панорама музыки России» свидетельствует о его колоссальной востребованности и необходимости и для композиторов, и для исполнителей, и, что не менее важно, для публики. Дальнейшее развитие фестиваля, безусловно, будет связано с развитием самой композиторской мысли, с творческими поисками членов Союза композиторов, а значит — с поисками новых художественных воплощений форм и жанров XXI века.

Одним из важнейших направлений деятельности Союза композиторов России является музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения, внедрение в мироощущение тех, кому предстоит жить в XXI веке, мысли о необходимости соотнесения с миром высокого искусства; экспонирование создаваемых сегодня произведений музыкального искусства. Именно этот постулат, устремленный в будущее, стал движущей силой рождения фестиваля «Композиторы России — детям», который проводится с 1986 года в разных городах и регионах страны. Сложилась и модель фестиваля: это показ произведений композиторов, пишущих для детской и юношеской аудитории; творческие встречи с авторами (в самых разных аудиториях — от детских садов до музыкальных училищ) и финальный круглый стол, в котором участвуют авторы, представители Департаментов и управлений культуры регионов, педагоги, руководители детских коллективов.

Фестивали «Композиторы России — детям» в 2006–2008 годах прошли в Норильске, Дудинке, Саратове, Москве и Твери. Без преувеличения можно назвать тверские события главными акцентами этих лет. В 2007-м в Большом зале Тверской филармонии был исполнен мюзикл В. Усовича «Принцесса на горошине» (Московский детский музыкальный театр «Планета детей» под руководством Р. Петросяна), в Камерном зале филармонии с юными меломанами встретились композиторы Н. Балашова, С. Левин, А. Сумелиди, К. Тушинок, В. Успенский, В. Честнодумов, Ю. Штуко. Через год, в 2008-м, тот же театр представил в Твери премьеру оперы Г. Портнова «Ухти-Тухти» (накануне прошла премьера в Москве). Состоялись творческие встречи с композиторами Москвы, Ижевска, Смоленска и Твери, концерт Детского образцового хора «Вдохновение» Тверского педагогического колледжа,

Важно подчеркнуть характерную особенность фестиваля: в качестве исполнителей в нем участвуют не только взрослые, профессиональные коллективы, но и лучшие детские и юношеские оркестры, ансамбли и хоры. Таким образом, фестиваль «Композиторы России — детям» осуществляет двойную миссию: расширяет репертуар юных музыкантов, приобщая их к грамматике и лексике музыки наших современников, а также — привлекает широкую детскую и юношескую аудиторию (а значит — публику будущего) к творчеству современных композиторов.

 

В 2009-м фестиваль продолжился в Кирове, Твери, Смоленске, Пензе, Московской области, Сортавале (Республика Карелия). Кировская «глава» фестиваля включала в себя концерты Кировского симфонического оркестра под управлением В. Раевского с участием солистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Германии, а также юных победителей Первого регионального открытого конкурса-фестиваля.

Юным зрителям Смоленска был показан музыкальный спектакль Т. Симоновой «Звени, звонок», а затем композиторы России отправились к молодой аудитории 10 городов Смоленской области. Состоялись 12 концертов-встреч и 2 вечера песни с участием 15 московских, смоленских, брянских, тверских, дагестанских и белорусских композиторов.

И вновь Тверь. Подлинным откровением стало исполнение в зале филармонии «Арктической симфонии» В.П. Задерацкого (1891–1953), осуществленное силами Симфонического оркестра ДМШ Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (дирижер А. Хургин) и детского хора «Вдохновение». Во втором отделении концерта звучала музыка тверских композиторов.

В Пензе и четырех городах области основное внимание было уделено песенному жанру, который традиционно собирает большое количество публики. Так и случилось: концерты посетили более 3000 юных любителей музыки и их родителей. В Сортавале, в свою очередь, акцент был сделан на профессиональном воспитании будущих музыкантов: композиторы Москвы и Смоленска встречались с воспитанниками музыкальных школ, состоялись мастер-классы по трем специальностям. И наконец, более 500 юных слушателей посетили концерты, лекции и мастер-классы фестиваля в Доме творчества композиторов «Руза» в Московской области. Исполнители — детский хор «Преображение» под руководством М. Славкина и Камерный оркестр ГМК им. Гнесиных под руководством А. Подгорного.

 

Союз композиторов России — это творческое объединение композиторов разных поколений. Объединение, которое, несмотря на изменившиеся контуры и принципы организации российской музыкальной жизни, продолжает привлекать в свои ряды молодых авторов. Этот отрадный с точки зрения перспективы Союза факт привел к созданию Молодежной секции СК и — к новому проекту: Фестивалю музыки молодых композиторов России. Существенный сдвиг произошел в деле организации молодежной секции и вообще работы с молодыми композиторами. Сегодня мы видим активную и, что важно, самостоятельную деятельность молодых. Организуются вечера и творческие встречи в Музее-квартире Прокофьева в Камергерском переулке, где молодые композиторы и музыковеды регулярно собираются для знакомства с новой музыкой. Всю эту работу возглавляет Я. Судзиловский.

Фестиваль музыки молодых композиторов России — это совместная инициатива СК РФ и Фонда П. Юргенсона. Фестиваль — это цикл творческих портретов, концерты камерной и фортепианной музыки. По замыслу организаторов, это шанс для многих молодых композиторов из разных регионов страны быть исполненными, услышанными и, что очень важно, изданными. Особый смысл фестивалю придает и место его проведения: Гостиная в усадьбе выдающегося нотоиздателя и музыкального деятеля П.И. Юргенсона. В 2006–2010 годах в Гостиной состоялось 50 концертов. Прозвучали произведения 50 композиторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Ростова-на-Дону, Воронежа, Перми, Саратова, Калуги, Республик Дагестан, Марий Эл, Татарстан. Среди исполнителей — известные пропагандисты новой музыки: Ансамбль Марка Пекарского, Московский Ансамбль Современной Музыки, ансамбль «Студия Новой музыки», Ансамбль современной музыки Института им. М.М. Ипполитова-Иванова, пианисты Татьяна Сергеева, Михаил Дубов, Вячеслав Попругин.

Важным стимулом как для создания, так и для исполнения новых произведений являются конкурсы композиторов.

Среди конкурсов, соучредителем которых является Союз композиторов России, — Международный конкурс композиторов им. С.С. Прокофьева, Международный конкурс молодых композиторов им. П.И. Юргенсона, Международная композиторская премия для детей и юношества им. Андрея Петрова «Хрустальный камертон».

Конкурс имени Прокофьева был учрежден в год 100-летия со дня рождения С.С. Прокофьева, проводится каждые четыре года. В 2008-м состязание проходило по двум номинациям: «Произведения для солирующего инструмента с оркестром» и «Произведение крупной формы для инструмента соло или с фортепиано». Жюри конкурса возглавил Р. Щедрин, а в составе судейской коллегии работали В. Казенин, А. Чайковский, З. Крайзе (Польша), В. Лаурушас (Литва), Г. Минчев (Болгария), Е. Станкович (Украина). Примечательно, что для участников были сняты возрастные ограничения. Соответственно, лауреатами стали представители самых разных поколений. В первой номинации победителем стал мэтр таджикской музыки Фируз Бахор (за 24 Прелюдии и фуги для фортепиано), во второй номинации — молодой выпускник Санкт-Петербургской консерватории Николай Мажара (за Концерт для фортепиано с оркестром в двух частях). Среди лауреатов и дипломантов конкурса были представители России, Китая, Великобритании, Италии, Испании, США.

Все более авторитетным и привлекающим внимание композиторов всего мира становится Международный конкурс им. П.И. Юргенсона. Он проводится с 2001-го каждые два года по трем номинациям: произведения для ансамбля солистов, струнного квартета и для ансамбля ударных инструментов. Возраст участников — до 30 лет. Конкурсы 2007-го и 2009-го годов продемонстрировали устойчивый интерес к этому начинанию: 145 партитур из 39 стран и 150 партитур из 40 стран, соответственно. Это знак доверия молодых композиторов и к организаторам, и к жюри, состав которого остается неизменным. Это композиторы, профессора Московской консерватории В. Тарнопольский (председатель) и Р. Леденев, композиторы А. Вустин, профессор Нижегородской консерватории Б. Гецелев, профессор Уфимской академии искусств Л. Исмагилова, профессор Московской и Казанской консерваторий Ф. Караев, главный дирижер ансамбля «Студия новой музыки» И. Дронов и художественный руководитель Ансамбля ударных инструментов, профессор Московской консерватории М. Пекарский. Последние два ансамбля явились исполнителями произведений-победителей в заключительном концерте конкурса. Важный фактор — последующая публикация этих произведений.

Логическим продолжением работы СК РФ с детской и юношеской аудиторией стало соучреждение Международной композиторской премии для детей и юношества им. Андрея Петрова «Хрустальный камертон». Жюри премии возглавляет председатель СК РФ В. Казенин, сочинения юных музыкантов оценивают также И. Бриль, Т. Чудова, А. Чайковский, Ю. Чугунов. Лауреатами двух последних конкурсов (2006-го и 2010-го годов) стали 40 юных композиторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Калининграда, Кирова, Курска, Нижнекамска, Новосибирска, Пскова, Ростова-на-Дону, города Усть-Джегута Черкесской области, Уфы, города Чайковский Пермской области, города Электросталь Московской области, из Белоруссии, Латвии, США, Узбекистана.

И взрослые, и детские композиторские конкурсы обогащают музыкальную палитру России и мира, открывая новые имена, являются своеобразным полем для творческих дискуссий, лабораторией для обмена новыми идеями, кроме того — стимулируют расширение репертуарных пристрастий современных исполнителей.

Может быть, на фоне наших очевидных успехов в деле организации исполнения создаваемой музыки (на этом главным образом были сосредоточены наши усилия в последние годы, и особенно — перед съездом) еще рельефнее ощутимы недостатки, о которых следует сказать. Прежде всего, вернемся к проблемам наших Домов творчества. ДТК «Руза» — наша историческая гордость, музыкально-исторический «заповедник» — сегодня в тяжелом состоянии. Чувствуется острая недостаточность средств, направляемых на возрождение «Рузы». А речь идет именно о возрождении, в ходе которого должно будет осуществиться многостороннее реформирование, затрагивающее состояние дач, библиотеки, санитарно-гигиенических узлов, столовой и пр. В следующее пятилетие следует направить на это бóльшие средства. Несколько лучше обстоит дело с ДТК «Сортавала», поскольку мы сменили директора и прекратили несанкционированную застройку, предпринятую на нашей земле. Но сделать предстоит многое. Притом кое-что придется сделать заново (например, приобретение проданных прошлым директором лодок). «Иваново» тоже продолжает быть объектом наших забот, конца которым пока не видно.

К числу недостатков, сохранивших свою актуальность и сегодня, следует отнести полное отсутствие системной международной деятельности. Это напрямую зависит от недостаточности финансовых средств. В этом плане мы возлагаем надежды на активность отдельных региональных объединений. Оргкомитеты «Московской осени» и «Санкт-Петербургской музыкальной весны» находят возможности осуществления таких связей. Гастрольные выступления наших знаменитых ансамблей современной музыки также имеют решающее значение в деле экспонирования нашей современной музыки за рубежом (их же усилиями осуществляются показы современного творчества из разных стран мира). Фестиваль «Европа — Азия», регулярно проводимый в Казани, — замечательное подтверждение возможностей регионов, если за дело берутся инициативные и энергичные люди. Усилия Р. Калимуллина в организации этого интереснейшего фестиваля могут служить образцом для подражания.

В завершение — несколько слов о приеме в члены СКР. Приемная комиссия работает с полной отдачей, и мы на  каждом заседании Секретариата утверждаем следующие пополнения наших рядов. Отмечу особую заслугу М. Броннера, К. Уманского, Е. Долинской (последняя также принимает активное участие в судьбе ДТК «Руза»). Без деятельности этих музыкантов и их коллег по комиссии невозможно представить продолжение жизни нашей творческой организации.

Перед нами большие задачи, которые можно решить только в ситуации единства, совместных действий. «Veribus unitis» — «соединенными усилиями» мы можем сделать многое и в рамках нашего творческого цеха, и в культурной жизни страны. Мы по-прежнему являемся самой авторитетной творческой организацией в России. И это вытекает не только из самой иерархической природы нашего искусства. Это обусловлено прежде всего нашей деятельностью, реальными творческими свершениями и их признанием в обществе. Все это придает нам новые силы для дальнейшей работы.

Сделать бесплатный сайт с uCoz