НОВОСТИ

Новости

10:05

Композитор Алексей Ларин прокомментировал итоги конкурса духовной музыки в Александро-Невской лавре

Композитор Алексей Ларин прокомментировал итоги конкурса духовной музыки в Александро-Невской лавре

В конце января 2012 г. в Санкт-Петербурге закончился конкурс композиторов, посвященный 300-летию Александро-Невской Лавры. Несмотря на то, что его условия были анонсированы менее чем за месяц до окончания приема материалов, на конкурс пришло 163 партитуры. Более подробную информацию об этих работах можно получить здесь.

Какими впечатлениями и соображениями хотелось бы поделиться с посетителями сайта "Церковный композитор"? Сразу оговорюсь, что буду высказывать не мнение жюри, а свою личную позицию.

Во-первых, несмотря на все сложности существования отечественной культуры и серьезной музыки, как ее важной ветви, хоровое дело в России живет и развивается. Очевидным свидетельством интереса к хоровым жанрам как «пишущей братии», так и со стороны слушателей, являются композиторские конкурсы. Назову международный конкурс «Роман Сладкопевец»,финальный тур которого пройдет в Санкт-Петербурге в середине февраля, и начинавшиеся на всероссийском уровне, но фактически ставшие международными «Хоровая лаборатория ХХI век» (Санкт-Петербург) и конкурс в рамках хорового фестиваля «Молодая классика» (Вологда). В этом ряду и «лаврский» конкурс.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра – исторический, духовный и просветительский центр России, центр музыкальной культуры. Здесь работали Бортнянский, Березовский, Архангельский, здесь покоятся гении русской музыки… Естественно, что конкурсные работы были связаны с духовной темой. Организаторы предусмотрели разделение их на две категории: богослужебная музыка и духовные сочинения для концертного исполнения. Замечу, что грань между этими категориями не всегда отчетлива, и в процессе итогового обсуждения некоторые опусы «перетекали» из одной в другую.

Большую работу провела отборочная комиссия, с составом которой можно познакомиться на сайте Лавры. Критерии, по которым она проводила предварительный отбор, – «следование традициям русской духовной музыки и максимальная приближенность к исполнительской практике» (подробнее здесь).

Сами по себе эти положения звучат убедительно, но, поскольку в исполнении сочинений финалистов участвовали небольшой по составу хор «Россика» и весьма немногочисленный мужской коллектив (увидеть и услышать их можно также на сайте Лавры), и они должны были оперативно разучить свои программы, это исключило из рассмотрения масштабные работы многих одаренных авторов (их имена раскрылись после подведения итогов, так как сочинения представлялись под девизами).

Надеюсь, что обещание организаторов перенести рассмотрение этих сочинений на 2012 год, будет выполнено. Хочется надеяться также, что организаторы исправят и некоторые недоработки, к примеру, мне несколько раз пришлось сообщать о неточностях в информации о членах жюри, тем не менее, они так и остались в итоговом протоколе.

Что касается подхода жюри к представленным работам, думаю, многие его члены разделяют взгляды наместника Лавры епископа Назария, бывшего духовным попечителем конкурса, на роль музыки в произведениях духовной тематики (фрагмент его выступления) .

Признаюсь, мне эта позиция не очень близка. Можно предположить, что у такого жюри и духовно-музыкальные шедевры Рахманинова не получили бы высокой оценки. И в нашем конкурсе некоторые яркие по музыке произведения были оценены не слишком высоко. Мне, к примеру, особенно жаль, что замечательная миниатюра большого мастера Романа Семеновича Леденёва «Взбранной Воеводе» оказалась лишь на третьем месте…

Вообще-то закрытые соревнования хороши тем, что маститый автор может оказаться на одной ступеньке с начинающим. Так кто же «обошел» одного из ведущих композиторов России? Единственная первая премия досталась петербуржцу Михаилу Малевичу, одна из вторых премий – Наталии Хасцлер. Оба автора уже зарекомендовали себя как активно пишущие для православной церкви; их творения звучат и в храме, и на концертах. Мне знакомы и другие их сочинения, отмеченные также на композиторских конкурсах.

А вот некоторые имена были для меня новыми (полный список призеров можно увидеть здесь) . Думаю, устроители конкурса поступили правильно, учредив несколько специальных призов. Благодаря этому были отмечены интересные в музыкальном отношении сочинения Михаила Гоголина (Вологда), Игоря Воробьева (Санкт-Петербург), поддержаны первые опыты студентов и аспирантов (Л. Тернер, Д. Тулузаков, Н. Сайкович, РАМ им. Гнесиных, Москва).

В заключение хочется пожелать организаторам конкурса точнее и детальнее ориентировать его возможных участников, какие именно сочинения (по составам, уровню сложности, возможностям разделения партий и т.п.) имеют шанс прозвучать во втором туре, а всем заинтересованным – появления содержательных, глубоких и ярких духовно-музыкальных произведений.

 

композитор Алексей Ларин, член жюри конкурса

 



 

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz